Искривление носовой перегородки

Искривление носовой перегородки – изменение формы и/ или смещение носовой перегородки относительно своего нормального положения в полости носа, который могут вызывать нарушение носового дыхания, способствовать возникновению хронического ринита (воспаление слизистой оболочки носа)

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ. Искривление носовой перегородки является одной из наиболее частых патологий носа и значительно распространено среди народов мира. По данным разных авторов встречается у 60 – 80 % населения. Чаще всего изменения перегородки незначительны, не препятствуют нормальному движению воздуха в полости носа и носовых пазухах и протекают бессимптомно. В случае резкого искривления носовой перегородки происходит нарушение работы носа (дыхательной, обонятельной, защитной, калориферной и др. функций) и требует лечения.

ПРИЧИНЫ искривлений перегородки носа:

— неравномерный рост отдельных элементов носовой перегородки, особенно в периоде полового созревания («болезнь растущего носа»);
— травмы носа, при которых происходит деформация и смещение перегородки носа, как в момент повреждения, так и в отсроченном периоде;
— заболевания костно-хрящевой системы (рахит, дисплазии соединительной ткани).

Носовая перегородка разделяет полость носа на две половины, тем самым создавая парность органа. Благодаря этому половины полости носа функционируют с полной нагрузкой попеременно, периодически отдыхая. Это является проявлением носового цикла. И только при ровной перегородке носа и нормальной аэродинамике возможен полноценный отдых.

При искривлении носовой перегородки носовой цикл не проявляется в полной мере. В связи с постоянной функциональной перегрузкой формируется воспаление слизистой оболочки носа — хронический ринит, приводящий к гипертрофии слизистой оболочки и ухудшению носового дыхания. Далее происходит нарушение других функций носа и околоносовых пазух: обонятельной, защитной, калориферной, выделительной, рефлекторной.

Нарушение носового дыхания и хроническое воспаление слизистой оболочки полости носа оказывают неблагоприятное влияние на состояние слухового анализатора, бронхо-легочной, сердечно-сосудистой и других систем.

СИМПТОМЫ искривления перегородки носа:

— нарушение дыхание через одну или обе половины носа;
— снижение обоняния;
— частые кровотечения из носа;
АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ;
— хронические и рецидивирующие воспалительные заболевания околоносовых пазух (гаймориты, этмоидиты, фронтиты);
— лицевые и головные боли;
— деформации наружного носа;
— храп, синдром обструктивного апноэ сна.

Для ДИАГНОСТИКИ искривления носовой перегородки используют:

— осмотр полости носа (передняя, задняя риноскопия),
— эндоскопическое исследование носа (риноэндоскопия, фиброриноэндоскопия);
— компьютерная томография (спиральная, конусно-лучевая).

ЛЕЧЕНИЕ искривления носовой перегородки — хирургическое. Так как данная патология проявляется анатомическими изменениями полости носа, консервативные меры (сосудосуживающие капли, центральные деконгестанты, дыхательная гимнастика) имеют временный и не всегда выраженный эффект.

СЕПТОПЛАСТИКА – хирургическое вмешательство, при котором происходит коррекция формы носовой перегородки и перемещение ее в правильное положение в полости носа.

Применяется:

— Для коррекции искривления носовой перегородки;
— Для получения доступа к околоносовым пазухам при их хирургическом лечении;
— При изменении формы носа во время проведения ринопластики, в качестве одного из этапов.

В подавляющем большинстве случаев операция производится пациентам старше 16 лет, но при наличии показаний может быть произведена и в более раннем возрасте.

На сегодняшний день существует много различных методик коррекции носовой перегородки. Они отличаются показаниями (видами искривлений перегородки), объемами вмешательства и наносимой хирургической травмы.

Разными хирургами используется разные наборы медицинской техники и инструментария. Для лучшей визуализации операционного поля может использоваться эндоскоп. Называние такой методики — эндоскопическая септопластика. Для разреза слизистой оболочки и коррекции небольших искривлений хряща иногда применяют хирургический лазер, и подобный вид вмешательства называют лазерной септопластикой.

В каждом случае хирург выбирает индивидуально оптимальный метод операции для каждого больного.

Основные особенности септопластики.

— Септопластика может проводиться с применением местной анестезией или общего обезболивания (наркоз).
— Никаких следов на лице после операции не остается, так как все необходимые разрезы выполняются внутри носа.
— Деформированные части носовой перегородки выпрямляются и устанавливаются в правильное положение. Резко искривленные части хряща или кости удаляются в минимальном объеме, чтобы носовая перегородка сохранила свою опору.
— При проведении септопластики необходимо сохранить неповрежденной важнейшую структуру полости носа — его слизистую оболочку, поэтому используются щадящие методики, минимально травмирующие ее.
— В конце операции полость носа тампонируется на 1-2суток. Применяются эластичные тампоны, силиконовые сплинты. С целью сохранения носового дыхания у пациента вместе с тампонами в полость носа устанавливаются респираторные трубки. Извлекаются тампоны, сплинты, трубки практически безболезненно.
— Операция переносится хорошо в подавляющем большинстве случаев. Состояние пациента в первые 2-3 дня послеоперационного периода напоминает грипп легкой степени тяжести (может появляться температура, чувство недомогания, ломота в мышцах). Болезненные ощущения – минимальны, купируются приемом обезболивающих препаратов.
— Носовое дыхание у пациента после удаления тампонов восстанавливается постепенно за счет уменьшения послеоперационного отека слизистой оболочки носа и, как правило, нормализуется к 5 — 6 дню.
— Восстановление трудоспособность пациента наступает через 5-7 дней. Рекомендуется избегать физических нагрузок в течение одного месяца.

Осложнения септопластики встречаются редко. К ним относятся: носовое кровотечение, перфорация (нарушение целостности) перегородки носа, синехии (сращения) полости носа, деформации наружного носа.

В ЛОР — «Клинике Амрита» г.Киев производится полноценная диагностика и лечение искривления носовой перегородки на самом современном уровне. Получить детальную информацию об операции и записаться на прием к врачу – оториноларингологу Вы можете по телефонам

+38(044) 574-94-52,

+38(098) 995-22-77 Київстар,