Искривление носовой перегородки является частой патологией, однако многие люди даже не догадываются о наличии проблемы. Искривление перегородки может быть, как врожденным, так и вызванным травмой или наличием полипов. Метод хирургической коррекции искривленной носовой перегородки носит название сепопластика.

Показания к операции

Септопластику рекомендуют проводить при наличии следующих симптомов:

• нарушение носового дыхания;

• храп;

• выраженная асимметрия носа,

• апноэ;

• снижение слуха

• хронические синусит, ринит, гайморит;

• частые носовые кровотечения.

Наличие 2-3 из вышеперечисленных признаков свидетельствует о деформации носовой перегородки. Если эти симптомы игнорировать и медлить с лечением, со временем это может привести к развитию более серьезных нарушений в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Поэтому лучше даже при подозрении на заболевание пройти детальное обследование и проконсультироваться с врачом.

Виды септопластики

В зависимости от способа и техники проведения операции, а также степени травмированные тканей, септопластика может быть:

1. Классическая. Разрез слизистой оболочки выполняется с помощью скальпеля, после чего проводят коррекцию формы перегородки.

2. Эндоскопическая. Операцию проводят через небольшие разрезы с использованием эндоскопа, который выводит изображение на экран и таким образом позволяет хирургу более точно проводить манипуляции. Такой вид операции характеризуется меньшим травматизмом и меньшим уровнем кровопотери.

3. Лазерная. Бескровный хирургический метод, при котором вместо скальпеля используют лазерный луч. Продолжительность такой операции составляет 30-40 мин, что вдвое меньше, чем при других видах вмешательства. Во время лазерной септопластики хирург с высокой точностью откорректирует дефекты перегородки практически не трогая здоровые ткани.

Среди преимуществ лазерного способа коррекции носовой перегородки стоит отметить следующие:

— метод является малоинвазивным и бескровным, поскольку лазерный луч по ходу своего проникновения запаивает сосуды, чем предотвращает кровотечения и развития отека слизистой оболочки.

— Минимальный риск инфицирования, поскольку лазер способен уничтожать патогенную микрофлору.

— Нет нужды накладывать швы

— Быстрая реабилитация и высокий процент успешности операции.

Однако метод проведения операции не зависит от предпочтений пациента, а от конкретной клинической ситуации, которую оценивает квалифицированный специалист. Бывают случаи, когда невозможно достичь желаемого эффекта с помощью эндоскопической или лазерной технологий.

Проведение операции

Перед операцией пациенты обязательно проходят обследование, сдают общие анализы, а также исследования свертывающей системы крови. Людям, принимающим препараты для разжижения крови, их отменяют. При необходимости это делается под контролем лечащего терапевта или семейного врача. Также проводится выбор обезболивания. Септопластику можно проводить как под местной анестезией, так и с использованием общего наркоза.

После обработки операционного поля и введения анестетика, врач проводит доступ к носовой перегородки избранным методом. Далее проводит манипуляции непосредственно на хрящевой и костной ткани. Операция заканчивается введением в обе ноздри силиконовых пластин и эластичных тампонов (марлевые турунды) для плотного прилегания слизистой, а также для обеспечения гемостаза. Эти тампоны оставляют на 1 день.

Восстановление после операции

После оперативного вмешательства пациент может находится под наблюдением в течение 1 дня, однако больше практикуется возвращение пациента домой уже в день операции.

В первые дни носовое дыхание невозможно, поэтому пациента готовят к тому, что дышать он будет вынужден ртом. Это вызывает незначительный дискомфорт, сухость во рту и даже слезотечение. В случае возникновения болевых ощущений пациентам выписывают обезболивающие препараты.

В течение недели после операции рекомендуется не выполнять физических нагрузок, высоких температур и горячего воздуха. Врачи советуют достаточно увлажнять воздух в комнате а также орошать носовые ходы солевым раствором. Уменьшения отека и полное восстановление дыхания может наступить через 2-3 недели.

Возможные осложнения

Хотя операция по коррекции носовой перегородки является достаточно безопасной и малотравматичной, все же существует вероятность возникновения осложнений. Наиболее распространенными среди них являются:

— Кровотечение

— Гематомы

— Перфорация перегородки носа

— Инфицирование раны.

Для того, чтобы свести к минимуму риск развития осложнений, нужно тщательно отнестись к этому еще на этапе подготовки. Важно также провести санацию всех очагов инфекции, особенно находящихся в верхних дыхательных путях и ротовой полости.

Профилактика заболеваний носа.

• Избегать переохлаждения
  • Промывайте нос
  • Правильно питайтесь