Восстановление слуха

Знание причин потери слуха и типа потери слуха, которая может наблюдаться у вас или близкого вам человека  — это первый шаг к поиску решения.

На самом деле мы «слышим» мозгом, и часто потеря слуха происходит из-за того, что какая-та часть уха — наружная, средняя или внутренняя — оказывается поврежденной или не функционирующей надлежащим образом, в результате чего ухо не может передавать нормальные звуковые сигналы в мозг.

Причины потери слуха
Выделяют первичную и вторичную потерю слуха.
Потеря слуха может быть врожденной или приобретенной, временной и постоянной. Выделяют проводящую и нейросенсорную (сенсоневральную) глухоту (тугоухость).
Проводящая глухота развивается при патологии наружного и среднего уха, барабанной перепонки, а нейросенсорная тугоухость связана с заболеваниями нервных структур (нервов, проводящих путей, слухового центра мозга) и звуковоспринимающих клеток уха.
Выделяют также генетические причины, которые могут привести к врожденной или приобретенной тугоухости.
Интоксикации. Потеря слуха может быть токсического генеза. Так прием салицилатов (аспирин) и антибиотиков из ряда аминогликозидов, чрезмерное употребление алкоголя могут привести к токсическому поражению слухового аппарата.
Травмы и патология наружного уха. Снижение слуха при патологии наружного уха могут возникать при скоплении серы или инородном теле в наружном слуховом проходе, повреждении (разрыве) барабанной перепонки, черепно-мозговых травмах.
Заболевания среднего уха. Нарушения в системе среднего уха, вызывающие глухоту, могут быть обусловлены средним отитом, гнойным расплавлением барабанной перепонки, отосклерозом, смещением слуховых косточек.
Патология внутреннего уха и слуховых нервов. Нарушения во внутреннем ухе бывают при акустической невриноме (опухоли восьмой пары черепных нервов), болезни Меньера, воспалении лабиринта внутреннего уха. Как правило, такие нарушения необратимы, и их не удаётся решить медикаментозно, но в значительной степени можно компенсировать использованием слуховых аппаратов.
Заболевания других органов и систем. Вторичная глухота может возникать при церебральном атеросклерозе, гипертонической болезни (при высоком артериальном давлении), сахарном диабете, тяжелых заболеваниях нервной системы (рассеянный склероз), опухолях крови (лейкозах).

Симптомы глухоты

Глухота может возникать остро, в течение нескольких часов и даже минут – острая глухота, или постепенно, распространяться на одно или оба уха.

Часто больные не замечают, что у них проблемы со слухом. Им кажется, что у них просто заложено ухо, они начинают громко говорить и включать радио и телевизор на большую громкость. Такие перемены становятся заметны их близким.

Иногда глухота сопровождается постоянным звоном или шумом в ушах, журчанием, шипением, гудением, которые приносит пациенту массу неприятных ощущений.

При развитии инфекционного воспаления глухота возникает на фоне симптомов основного заболевания.

Диагностика и восстановление слуха

Помощь при потере слуха должна быть оказана без промедления. Это дает шанс на полное восстановление слуха, даже если он полностью утрачивается. Об этом хорошо знают опытные и квалифицированные ЛОР врачи нашей клиники. Чем раньше пациент обратился к врачу, тем больше вероятность что в результате лечения слух восстановится.

Наши врачи владеют всеми современными методиками лечения различных видов тугоухости, включая лазерные и радиоволновые операции на наружном и среднем ухе с применением микроскопа, восстановление барабанной перепонки, повреждённой вследствие хронического среднего отита или травмы.

Некоторые методы восстановления слуха.

Большая часть нарушений наружного и среднего уха поддаются эффективному лечению лекарственными препаратами или путём хирургического вмешательства.

При хронических гнойных отитах проводятся санирующие операции на ухе.

Тимпаношунтирование — хирургическое лечение экссудативного среднего отита (скопления жидкости в полости среднего уха и височной кости). Под контролем операционного микроскопа под местным обезболиванием выполяется разрез барабанной перепонки, в разрез устанавливается шунт. Шунт устанавливается на 1,5-2 месяца для обеспечения вентиляции среднего уха и оттока экссудата. После удаления шунта разрез на барабанной перепонке зарастает самостоятлельно.

Пластика барабанной перепонки (мирингопластика)

Перфорация барабанной перепонки, как правило, не является серьезным заболеванием, однако она может привести к ухудшению слуха и частым инфекционным воспалением уха. Кроме этого, она даже может стать причиной нарушений чувства баланса, когда вода попадает во внутреннее ухо во время приема ванны или душа.

Закрытие острой травматической перфорации барабанной перепонки. Небольшие механические дефекты и прободения перепонки, как правило, затягиваются самостоятельно, и мирингопластика в таких случаях не требуется. При обширном повреждении барабанной перепонки, выполняется хирургическое закрытие дефекта барабанной перепонки трансплантатом.

Тимпанопластика — хирургическая операция, которая заключается в санировании полости среднего уха, восстановлении положения косточек среднего уха (оссикулопластика) и завершается мирингопластикой (восстановление целостности барабанной перепонки).

Часто причины потери слуха связаны с проблемами , которые возникают из-за повреждения внутреннего уха (процесс старения, шум, токсическое действие лекарств или травма головы). Происходит повреждение тонких волосковых клеток, что негативно влияет на передачу сигналов к слуховому нерву. Такие случаи рассматриваются как сложные и часто эффективным методом восстановления слуха является установка слухового аппарата.

При постоянной потере слуха рекомендуется применение слухового аппарата. В случае необходимости наши врачи направят пациента к сурдологу, чтобы подобрать современный слуховой аппарат в индивидуальном порядке. Для сохранения слуха и профилактики его ухудшения специалисты нашей клиники дадут профилактические рекомендации.

Если вы заметил признаки ухудшения слуха- оттоларингологам. Чем раньше выявлена причина. тем легче восстановить слух.